Статьи

Хорошие места покупаются

Зарабатывают украинские моряки по-разному. Но главная проблема — устроиться на работу. Наши моряки предпочитают работать на иностранные компании, так как у нас платят мало. «Работая на наше государство, с голоду помереть можно», — говорит Дмитрий из Измаила. Чтобы хорошо устроиться, чаще всего платят деньги: от $500 до первой зарплаты целиком. Самая низкая зарплата, о которой говорят моряки, — $500. Столько, по словам опытных моряков, получал экипаж украинского судна «Волго-Балт», которое затонуло у берегов Турции. Новички могут работать и бесплатно — чтобы наработать стаж и впоследствии найти рейс получше. «Совет курсантам: не нужно ходить матросами, нужно ходить кадетами, опыт на этом этапе важнее денег»,  — говорит Максим Андреев из Одессы. «В Украине устроиться некуда. Наш флот весь распродан. А на украинских буксирах платят до $1000, это — потолок для старшего механика, — жалуется моряк Сергей из Одессы. — Под иностранным флагом на контейнерах п...

«Наши «гнобят» друг друга»

Моряки рассказывают, что иностранцы сейчас предпочитают нанимать моряков, которые отучились не в Одессе, а в Херсоне. «В Одессе студенты морской академии часто платят за сдачу зачетов, экзаменов и получение диплома. А вот в Херсоне меньше коррупции,  рассказал нам Сергей. — Сейчас в Украине можно купить не только диплом, но и стать капитаном, вообще не выходя в море (хотя, по правилам, для получения этой должности нужно отходить на корабле 5 лет). Нанимают тех, кто постарше — они мно­гое умеют».

Самое главное на корабле — коллектив, рассказывают моряки. «На новом судне ты практически ничего не делаешь, так как там все работает без перебоев. На старом всем без исключения приходится работать тяжело, — говорит Сергей. — Но если коллектив хороший, то неважно, новое судно или старое: работа делается быстро и весело. Чаще всего иностранцы набирают смешанный коллектив, и иногда сложно привыкнуть к людям и общаться. У каждого — своя вера, свой язык, и порой нужно много вр...

Гуляют и боятся болезней

Моряки проводят вдали от семьи многие месяцы, и потому многие из них верность своим женам не хранят, рассказывают бывалые «морские волки», подтверждая известный стереотип о том, что в рейсе измена — вовсе и не измена. «Изменяют, причем без малейших зазрений совести. И еще тебе докажут, что это можно и правильно», — говорит бывалый моряк Александр Прилуцкий из Херсона. «Из 20 человек экипажа 12 точно гуляют, — говорит механик Сергей. — Но это большой риск привезти домой целый букет венерических болезней, за которые жена по голове, конечно, не погладит. Хотя есть женщины, которые нормально относятся к загулам своих благоверных. В каждый порт прибываем — а там ждут уже девушки на пристани: готовы и по магазинам поводить, и в бар повести, и в бордель, лишь бы деньги выкладывал». «Существуют такие венерические болезни, перед которыми наша медицина бессильна, — предостерегает потенциальных «ловцов» любви моряк Дмитрий. — И приходится этим людям ехать в те страны, где они заразились, чтобы попробовать...

Сказка и быль: обычные будни моряка

Наши моряки ходят в море не только на иностранных торговых судах, но и обслуживают туристические круизы на крупных лайнерах. «Я работал на американцев, — рассказывает киевлянин Михаил, — Мы ходили по курсу Нью-Йорк—Сан-Хуан—Бермуды на крупном лайнере, 14-палубном, на 3500 гостей, и еще 1500 человек — обслуживающего персонала. Там куча казино, ресторанов, бассейнов. Работал на баре. Попасть на такой лайнер — непросто: требуют и опыт, и знание иностранных языков, английский разговорный. Плюс на корабле — тренинги раз в месяц, обязательно учебная тревога на случай опасности, когда все должны продемонстрировать, что знают куда бежать и что делать. И если на наших кораблях при проверке могут и крыс найти, то американцы к чистоте относятся серьезно: там моют все на свете хлором, а организация US Public Health дважды в год проверяет эти лайнеры. Причем никто не знает, когда именно приедет проверка, потому не подготовишься заранее. Даже если найдут 15 грязных бокалов, кораб...

Масло и морская вода

Моряки рассказывают, что до сих пор на многих суднах осталась традиция проходить посвящение первого рейса. «Считается, что моряк должен выпить соленой воды, — говорит Дмитрий из Измаила. — Много не нужно, каждый пьет, сколько может, просто традиция. Пока никто не умирал». «Если первый раз экватор проходишь, тоже должен пройти посвящение, у каждого оно свое, — говорит Сергей из Одессы. — Кроме традиционной соленой воды, могут скинуть тебя за борт». Капитан также может поставить на грудь моряку «татуировки» (печатки в виде трезубцев) и выдать символические грамоты. Кроме того, моряков вымазывают машинным маслом или заставляют нырять в импровизированные бассейны на палубе.